Готовые темы и сочинения к итоговому сочинению «Время перемен» 2020-2021 учебного года

Готовые темы и сочинения к итоговому сочинению Время перемен 2020-2021 учебного годаДля 11-ти классников (выпускников 2021 года) подготовлены готовые сочинения по 250-ти темам по всем направлениям: забвению не подлежит, я и другие, между прошлым и будущим, время перемен, разговор с собой.

Ниже представлены 10 готовых сочинений к данному направлению. Купить полный сборник тем и готовых сочинений к ним по всем направлениям в формате PDF можно по ссылке: Купить

1. Каковы причины внутренних перемен в жизни человека?

Внутренний мир каждого человека незначительно или значительно меняется. Каковы же причины внутренних перемен в жизни человека? В большинстве случаев внутренние изменения связаны с внешними обстоятельствами: когда человек становится участником или свидетелем какого-то явления, он начинает по-другому смотреть на окружающий мир и на собственное существование.
О том, что внешние обстоятельства становятся причиной внутренних перемен человека, рассуждали многие отечественные писатели в своих художественных произведениях.
В рассказе Л.Н. Толстого «После бала» показаны изменения, произошедшие внутри Ивана Васильевича. Он по-новому смотрит на светское общество в результате одного случая. Влюбленный в Вареньку Иван Васильевич весело проводит время на балу, а уже после бала видит, что отец Вареньки Петр Владиславич командует экзекуцией. Увиденное повлияло на Ивана Васильевича, он никак не мог забыть «ужас <…> от этого зрелища». Л.Н. Толстой показывает, что именно произошедший с Иваном Васильевичем случай становится тем, «от его переменяется и направляется вся жизнь человека». Увидев Петра Владиславича как командующего экзекуцией, Иван Васильевич поменял собственное отношение к нему. Поменялось отношение Ивана Васильевича и к Вареньке, любовь к которой угасала с каждым днем. То, свидетелем чего стал Иван Васильевич, стало причиной того, что герой отказался поступать на службу, к которой стремился раньше. Автор показывает, что случайно увиденная страшная картина стала причиной изменений, произошедших внутри Ивана Васильевича: из типичного представителя светского общества он превращается в человека, который осознает, что за маской прекрасной жизни светское общество скрывает по-настоящему жестокое существование.
То, что внешние обстоятельства становятся причиной внутренних перемен человека, показано и в рассказе А.П. Чехова «Студент». Внутри центрального персонажа Ивана Великопольского происходят изменения из-за одного случая. Возвращаясь с охоты, на которую главный герой отправился в неположенный для этого по религиозным соображениям день, Иван Великопольский, пытаясь не думать о том, что он совершил грех, думает о том, что в тяжелой жизни большинства представителей русского народа вне зависимости от времени виноваты внешние обстоятельства. Случайно оказавшись у дома двух вдов, Иван Великопольский греет руки у костра и вспоминает евангельскую историю о тройном отречении апостола Петра от учителя Иисуса. Сравнивая себя с Петром, неосознанно совершившим грех, Иван Великопольский признает свой грех и встает на путь очищения, теперь причины собственных проблем он ищет не в ком-то другом, а в самом себе. А.П. Чехов показывает, что внутренние изменения Ивана Великопольского происходят после того, как он случайно оказывается у костра, который заставляет его сравнить себя с отрекшимся от Иисуса Петром.
Таким образом, причинами внутренних перемен в жизни человека часто становятся внешние обстоятельства, которые заставляют человека о чем-то задуматься и пересмотреть свои жизненные принципы.

2. Что способно изменить человека?

Человек имеет возможность постоянно изменяться как в лучшую, так и в худшую сторону. Способно изменить человека абсолютно любое явление: событие, касающееся жизни конкретного человека, событие, касающееся жизни родных и близких этого человека, событие, касающееся жизни всех представителей народа или даже человечества. На то, чтобы человек пересмотрел свои взгляды на жизнь, может оказать влияние совершенно любое событие.
О том, что способно изменить человека, рассуждали в своих художественных произведениях многие отечественные писатели.
В романе А.С. Пушкина «Дубровский» показаны внутренние изменения центрального персонажа Владимира Дубровского, которые были вызваны событием, касающимся жизни его отца Андрея Гавриловича Дубровского. В начале повествования Владимиру Дубровскому даются следующие характеристики: «Будучи расточителем и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти; играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем <…>». До произошедшей ссоры между Андреем Гавриловичем Дубровским и Кирилой Петровичем Троекуровым Владимир Дубровский был типичным представителем светского общества, который любил праздный образ жизни. Все меняется, когда Владимир Дубровский получает от своей няни письмо, в котором говорится о болезненном состоянии его отца, имение которого хочет забрать себе Троекуров. Сострадание к отцу и тяжелая мысль о том, что он может потерять собственного отца, которого он уважал, ценил и любил, помогли Владимиру Дубровскому поменять свой образ жизни: из типичного представителя светского общества главный герой превратился в человека, борющегося с безнаказанностью богатых и влиятельных помещиков, притесняющих крестьян и бедных помещиков. А.С. Пушкин показывает, что жизнь главного героя меняет ссора Дубровского-старшего и Троекурова, которая привела к болезни и затем смерти отца Владимира Дубровского, из-за которых главный герой начал бороться против общественной несправедливости.
О том, что способно изменить человека, рассуждает и И.С. Тургенев в романе «Отцы и дети». Причисляя себя к нигилистам, центральный персонаж Евгений Базаров в начале повествования представлен как человек, который отрицает все общепринятые нормы. С помощью спора Евгения Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым автор демонстрирует, что главный герой, помимо прочего, отрицает любовь, которую он называет «белибердой». Внутренние изменения непроизвольно начинаются тогда, когда Базаров встречает на своем жизненном пути Анну Сергеевну Одинцову. Центральный персонаж влюбляется в нее, но долгое время он пытается отрицать существование своих чувств. Долгое время он не признается самому себе, что любит Одинцову, но в итоге мирится со своими чувствами. И.С. Тургенев показывает, что меняют Базарова, хоть он и пытается противиться этим изменениям, собственные любовные чувства.
Таким образом, изменить жизнь человека способно любое событие, будь оно связано с собственной жизнью, с жизнью родных и близких людей, с общественными изменениями.

3. Выбор, который меняет человека

Каждый человек постоянно находится перед выбором. В каких-то случаях выбор, который предстоит сделать человеку, оказывает на его жизнь незначительное влияние, а в других случаях сделанный выбор оказывает огромное воздействие на всю дальнейшую жизнь человека. Каждый человек сталкивается с собственными жизненными трудностями, которые предполагают, что человек выберет дальнейший путь из минимум двух вариантов. Сделанный человеком выбор может оказать как положительное, так и отрицательное воздействие.
Проблема выбора, который меняет человека, поднимается во многих художественных произведениях отечественной литературы.
В повести В.В. Быкова «Сотников» показана одна и та же ситуация, в которой оказались два человека: Сотников и Рыбак. Во время Великой Отечественной войны два партизана попадают в плен к полицаям. И Сотников, и Рыбак оказываются в абсолютно одинаковой ситуации, требующей от них выбора: либо пойти на сотрудничество с полицаями, оставшись в живых, либо пожертвовать своей жизнью, чтобы не делиться никакой военной информацией с врагом. Эти два выбора, один из которых обозначает жизнь, а другой – смерть, полностью противоположны друг другу, соответственно, от
выбора из этих двух вариантов зависит будущее оказавшихся в плену партизан. Сотников понимает, что он не готов предавать Родину, что он не сможет жить дальше, терзаемый мыслью о том, что он предал свой народ и самого себя. Сотников мужественно выбирает смерть, лишая себя возможности жить дальше. Рыбак же выбирает противоположный вариант: он делится необходимой для полицаев информацией, тем самым сохраняя себе жизнь. В.В. Быков показывает, что сделанный Рыбаком выбор действительно меняет его жизнь: во-первых, он сохраняет себе жизнь, которой мог лишиться, как Сотников, во-вторых, он самостоятельно обрекает себя на постоянные мысли о том, что он предал Родину и самого себя.
Проблема выбора, который меняет человека, поднимается и в повести А.П. Чехова «Палата №6». В начале повествования Андрей Ефимович Рагин, будучи начальником больницы, является типичным представителем общества: несмотря на то что он видит царящие общественные несправедливости, он покоряется тем принципам, в соответствии с которыми живет большинство людей, которые равнодушно относятся к несправедливостям или же сами их совершают. Сначала Рагин довольствуется той жизнью, которая у него есть, однако затем он понимает ее бессмысленность. То, что Андрей Ефимович, будучи начальником больницы, начинает общение с пациентом палаты для душевнобольных Громовым, меняет как внутренний мир Рагина, так и его дальнейшее существование. Убедившись в порочности общества, которое требует кардинальных перемен, Рагин из типичного обывателя превращается в человека, противопоставленного обществу. Сделанный Рагиным выбор в пользу отказа от пустого и ничтожного существования становится также причиной того, что Рагина увольняют и заключают в палату №6, после чего Рагин и вовсе погибает.
Таким образом, во многих случаях человек оказывается в такой ситуации, когда он осознанно или неосознанно делает выбор, который кардинально меняет его мышление или образ жизни.

4. Всегда ли перемены бывают к лучшему?

Окружающий мир не статичен, он постоянно изменяется. Но всегда ли перемены бывают к лучшему? На этот вопрос нельзя ответить утвердительно, так как не все личные и общественные изменения приводят к положительным результатам. Если отдельный человек или целое общество главными жизненными ценностями ставят аморальные явления, то изменения будут носить неблагоприятный характер. Не все изменения носят положительный характер, так как всем людям, включая и тех, кто управляет целыми государствами, свойственно ошибаться.
О том, что не всегда перемены бывают к лучшему, рассуждали многие отечественные и зарубежные писатели в своих художественных произведениях.
В повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой» показано, что технический прогресс, несмотря на благие цели, приводит к негативным явлениям, касающимся как окружающей среды, так и нравственности людей. В то время как представители старого поколения, которых отличает доброта и забота друг о друге, против затопления Матеры с целью строительства гидроэлектростанции, некоторые представители молодого поколения к изменениям относятся равнодушно, а другие – положительно. В.Г. Распутин показывает, что старое поколение сменяется на молодое поколение, которому становится все равно на целый остров со всеми находящимися на нем живыми существами, которых собираются затапливать ради строительства ГЭС. Равнодушное и положительное отношение к затоплению, свойственное представителям нового поколения, показывает, что люди становятся эгоистами, которым нет дела до своих родных и близких, до своих предков и до своей малой родины. В. Г. Распутин демонстрирует, что люди стремятся к техническому прогрессу, не задумываясь о том, к каким негативным последствиям для окружающего мира и, следовательно, для всего человечества он может привести.
О том, что не всегда перемены бывают к лучшему, рассуждает и М. Зусак в своем романе «Книжный вор», где показаны общественные изменения в Германии в 1930-1940-ее годы. Несмотря на то что действие романа начинается в 1939 году, в повествовании упоминаются и случаи, произошедшие раньше, что позволяет сказать о наличии огромных общественных изменений. Если в 1936 году вдохновленный примером чернокожего спортсмена Руди Штайнер, отправившийся бегать на стадион, обмазавшись углем, не сталкивается с проблемами с властями, то уже после «Хрустальной ночи» в Молькинге начинается ловля всех евреев и слежка за теми немцами, которые помогали евреям или отказывались вступать в фашистскую партию. М. Зусак, с помощью конкретных эпизодов демонстрируя жестокость фашистской политики и кровопролитность Второй мировой войны, выражает мысль о том, что не все изменения, происходящие в обществе, носят положительный характер.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что перемены не всегда бывают к лучшему, так как отдельные люди и целое общество, которым свойственно ошибаться, могут выбрать такие жизненные принципы, которые приведут лишь к негативным последствиям.

5. Может ли человек изменить мир?

Может ли человек изменить мир? Несомненно, каждый человек так или иначе воздействует на все общество и на окружающий мир, однако полностью изменить мир одному человеку практически нереально. Чтобы изменить мир, нужно, чтобы у человека были единомышленники и люди, которые бы поддерживали его в начинаниях. Какие бы благие цели ни были у человека, какой бы внутренней силой он ни владел, в одиночку ему вряд ли удастся изменить целый мир.
О том, что один человек не может изменить целый мир, рассуждали многие отечественные писатели, поэты и драматурги в своих художественных произведениях.
В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» показаны стремления центрального персонажа Чацкого изменить российское общество. Чацкий ставит перед собой действительно благие для всего российского общества цели: он выступает против устаревших традиций и норм, по которым человек оценивается не по личностным качествам, а по положению в обществе. Вступая в конфликт с фамусовским обществом, Чацкий выступает против чинопочитания, стремления людей к высокому положению в обществе и материальному достатку, лицемерия, отсутствия образованности. Являясь представителем «веком нынешнего», Чацкий все же в повествовании представлен как одинокий человек, у которого среди действующих лиц нет ни единомышленников, ни людей, поддерживающих его начинания. Среди тех, кто внутренне близок Чацкому, выделяются лишь внесценические персонажи, которые не выполняют никаких действий в повествовании. Из-за отсутствия единомышленников и поддерживающих людей Чацкий совершенно одинок, поэтому он не может изменить представления Фамусова и ему подобных о жизни. На то, что Чацкому не удалось изменить фамусовское общество, указывает то, что герои называют его сумасшедшим и что Чацкий уезжает из дома Фамусовых и из Москвы.
О том, что один человек не может изменить целый мир, заставляет задуматься и роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир». Писатель, демонстрируя, что победу над врагом одержала не какая-то конкретная личность, а весь русский народ, выражает мысль о том, что ход истории меняет никто иной, как целый народ, а личность в истории выполняет лишь ведомую роль, так как она не управляет всеми событиями, а выражает интересы всех представителей народа и подчиняется этому народу. Л.Н. Толстой показывает, что победить французов удается не Кутузову, а всему русскому народу. Без представителей народа, которые самоотверженно защищали Родину, Кутузову не удалось бы победить целую армию. Отсюда возникает мысль о том, что одному человеку невозможно изменить целый мир, это получится лишь у массы людей, объединенных общими целями и интересами.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что одному человеку целый мир изменить невозможно, так как без единомышленников и без людей, поддерживающих начинания человека, невозможно сделать что-то, что изменило бы целый мир, для таких операций нужны целые объединения людей.

6. Как война меняет жизнь людей?

Война оказывает огромное воздействие как на судьбы целых народов, так и на жизни отдельных людей. Несмотря на то что в каждой войне кто-то побеждает, а кто-то проигрывает, победивших в войне нет, так как войны одних людей лишают жизни, а других людей лишают возможности жить прежней жизнью. Оставшиеся в живых люди никогда не смогут жить старой жизнью или начать новую жизнь, поскольку военные события навсегда остаются у них в памяти. Войны лишают людей родных и близких людей, лишают людей счастливой жизни, которая была до войны, лишают возможности развиваться.
О том, каким образом война меняет жизнь людей, рассуждали многие отечественные и зарубежные писатели в своих художественных произведениях.
В романе-эпопее М.А. Шолохова «Тихий Дон» неслучайно повествование начинается с описания мирной жизни на Дону, автору было важно показать, как на целый народ и на отдельных его представителей оказывает влияние война. В события Первой мировой войны, революционные события и события Гражданской войны оказываются ввязанными абсолютно все герои, хотели они этого или нет. М.А. Шолохов показывает, что многим людям, не хотевшим убивать таких же людей, как они, приходилось это делать. И если во время Первой мировой войны люди участвовали в войне, чтобы защитить свой народ от врага, то во время Гражданской войны люди восстают против родных и близких. Главный герой Григорий Мелехов не понимает, где находится правда, поэтому он мечется от «белых» к «красным» и наоборот. Война заставляет его жить той жизнью, которая не приносит ему никакого счастья. В ходе повествования погибает огромное количество персонажей: брат главного героя Петр Мелехов и его жена Дарья Мелехова, жена главного героя Наталья Коршунова-Мелехова, отец главного героя Пантелей Прокофьевич, мать главного героя Василиса Ильинична, любовница главного героя Аксинья Астахова, дочь главного героя Полюшка Мелехова и многие другие. М.А. Шолохов показывает, что одних людей война лишает жизни, а других людей – возможности жить счастливой жизни, так как Григорий Мелехов, у которого среди родных остался лишь сын Мишатка и сестра Дуняшка, не сможет жить той счастливой жизнью, которая у него была до войны.
О том, каким образом война меняет жизнь людей, рассуждает и Э.М. Ремарк в своем романе «Три товарища». В центре повествования находится так называемое «потерянное поколение», то есть пришедшие с Первой мировой войны люди, которые лишены будущего. Три товарища – Роберт Локамп, Готтфрид Ленц, Отто Кестер – не могут забыть то, участниками и свидетелями чего они были на войне. У людей них нет никаких возможностей, так как они всю свою молодость потратили на участие в войне, в которой участвовать они не хотели. Воспоминания не позволяют «потерянному поколению» жить счастливой жизнью. Э.М. Ремарк, в центр внимания ставя послевоенное время, показывает, что война влияет на людей не только во время самих военных действий, но и после них.
Таким образом, как во время военных действий, так и после них война оказывает огромное влияние на народы и на их отдельных представителей: одних людей она лишает жизни, а остальных – возможности жить счастливой жизнью вместе со своими родными и близкими.

7. Какие явления меняют жизнь людей?

Жизнь человека изменчива. Какие явления могут изменить жизнь людей? На самом деле явления эти могут быть совершенно разными: как личного, так и общественного характера. Конкретное событие из
жизни конкретного человека может минимально или максимально изменить жизнь этого человека. Общественные события, которые так или иначе затрагивают каждого представителя народа или даже человечества, незначительно или значительно влияют на жизни людей.
О том, какие явления меняют жизнь людей, рассуждают многие отечественные писатели в своих художественных произведениях.
В драме А.Н. Островского «Гроза» показано, как жизнь главной героини Катерины меняется, когда она выходит замуж за Тихона Кабанова. Автор неслучайно помещает в повествование рассказ Катерины о том, как она жила в родительском доме, с помощью этих воспоминаний он демонстрирует кардинальные изменения в жизни Катерины. Если раньше она жила в любящей семье, где у нее была полная свобода, к которой она уже привыкла, то в доме Кабановых Катерине пришлось столкнуться с полной несвободой, которая тяготила главную героиню и не давала ей вдохнуть полной грудью. Катерина перестает быть свободной после того, как выходит замуж за Тихона Кабанова и попадает в его семью, главой которой являлась деспотичная Кабаниха. То, что ни Катерина, ни Тихон не любили друг друга, будучи супругами, говорит о том, что их брак был создан в результате желания соблюсти традиции патриархального общества, жившего по домостроевским принципам. Получается, что изменения в жизни Катерины произошли не столько по личным обстоятельствам – брак с Тихоном, сколько по общественным обстоятельствам – необходимость соблюсти традиции патриархального общества.
О явлениях, которые меняют жизнь людей, пишет и М.А. Шолохов в рассказе «Судьба человека». Центральный персонаж Андрей Соколов является участником таких общественных событий, как Гражданская война и Великая Отечественная война. Первая война отобрала у Андрея Соколова родителей и сестру, вторая война – любимую жену и трех детей. Оказавшись вовлеченным в военные события, Андрей Соколов никогда не забудет нахождение в плену, ранения и гибели своих товарищей, собственные эмоции при прохождении всех испытаний, с которыми ему пришлось столкнуться. М.А. Шолохов всячески подчеркивает, что образ Андрея Соколова собирательный, в нем отобразились судьбы многих представителей народа. В рассказе показано, что на жизни советских людей огромное влияние оказала Великая Отечественная война, что подтверждает мысль о том, что на жизнь отдельного человека оказывают влияние общественные события.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что жизнь конкретного человека минимально или максимально меняется и из-за явлений, происходящих в жизни этого конкретного человека, и из-за общественных явлений, которые оказывают воздействие не только на этого конкретного человека, но и на других представителей народа или всего человечества.

8. Можно ли заставить человека измениться к лучшему?

Можно ли заставить человека измениться к лучшему? Нет, так как человек меняется либо незаметно для самого себя, либо по собственному желанию. Если сам человек не хочет меняться, то никто не сможет заставить его это сделать. Каждый человек имеет право на индивидуальность, даже самые близкие люди не имеют права ему приказывать меняться и всяческими способами принуждать его к этому. Другой человек может дать какой-то совет, но решать, оставаться ему прежним или действительно меняться, должен сам человек. У каждого свое понимание того, как лучше, поэтому представления другого человека о том, каким должен быть человек, могут не совпадать с его собственными представлениями о том, каким он должен быть.
О том, что человека нельзя заставить измениться к лучшему, задумывались многие отечественные и зарубежные писатели в своих художественных произведениях.
В романе И.А. Гончарова «Обломов» показаны попытки Ольги Ильинской изменить центрального персонажа Илью Ильича Обломова. В начале повествования Обломов представлен как человек, который любит тихий, спокойный образ жизни, лишенный всяких потрясений. Когда между Обломовым и Ольгой Ильинской завязываются любовные отношения, Ольга совершает множество попыток изменить Обломова. Ее целью было сделать Обломова деятельным человеком, она хотела изменить Обломова, как ей казалось, к лучшему. Ольга Ильинская, желая изменить Обломова к лучшему, руководствовалась собственными понятиями о том, что значит «лучшее», забывая при этом, каков образ жизни близок самому Обломову. В романе неслучайно помещен сон Обломова, который подчеркивает, что ленивый и апатичный образ жизни Обломов ведет уже долгие годы, почти с самого детства, поэтому менять образ жизни для Обломова означало полностью изменить себя. И.А. Гончаров показывает, что Илья Ильич пытался быть таким, каким его хотела видеть Ольга, но, так как он менялся из-за Ольги, а не по собственному желанию, все эти попытки оказались тщетными: Обломов вернулся к своему привычному образу жизни, доказав мнение о том, что принудить человека измениться нельзя.
Подобная проблема поднимается и в романе Д. Киза «Цветы для Элджернона». С помощью операции доктора Штраус и Немур повышают умственные способности центрального персонажа Чарли Гордона, который родился умственно отсталым человеком. Сначала эксперимент проходит успешно, однако, когда умственные способности Чарли Гордон достигают предела, главный герой также стремительно начинает возвращаться в прежнее состояние. То, что Чарли Гордон вновь стал умственно отсталым человеком, каким был и до операции, говорит о том, что как бы другие люди не заставляли человека измениться к лучшему, у них вряд ли получится добиться желаемого.
Можно сделать вывод о том, что заставить человека измениться к лучшему нельзя, так как человек не сможет измениться, если сам этого не захочет, мало кто захочет менять в себе что-то по желанию и тем более по приказу другого человека, причем то, что для другого человека является «к лучшему», для самого человека может таковым не являться.

9. Как Вы понимаете выражение: «Под лежачий камень вода не течет»?

Выражение «Под лежачий камень вода не течет» давно стало пословицей. Ее можно понять следующим образом: цели человека, который ничего не делает для их достижения, никогда не исполнятся сами собой. Бездеятельный человек, который ленится, лишь мечтая о чем-то, но ничего не делая для исполнения своей мечты, никогда не получит то, о чем он мечтает, так как желаемое человеком никогда не исполнится, если для этого ничего не делать.
Примеры того, что значит пословица «Под лежащий камень вода не течет», можно найти во многих художественных произведениях отечественных писателей.
В романе И.А. Гончарова «Обломов» продемонстрировано пассивное отношение к собственной жизни. Центральный персонаж Илья Ильич Обломов постоянно находится в своей квартире, редко снимает свой халат и большую часть времени проводит лежа на диване. Метафорически Обломова действительно можно назвать «лежачим камнем». Главный герой может только мечтать о лучшем будущем, однако делать для осуществления своих желаний Обломов ничего не хочет, надеясь на то, что все его цели и мечты исполнятся сами собой, без его усилий. Обломов знал о тех проблемах, которые были в его имении, но он ничего не делал для того, чтобы исправить их и сделать деревню лучше не в мечтах, а на деле. Мечтал Обломов и о совместном счастье с Ольгой Ильинской, в которую он одно время был влюблен, однако главный герой ничего не делал для того, чтобы жить вместе с возлюбленной в комфортных условиях. Обломов даже сделал Ольге предложение, однако на этом его подготовка к свадьбе и закончилась. И.А. Гончаров, показывая, что то, о чем мечтал Обломов, не осуществилось, выражает мысль о том, что человек, ничего не делающий для осуществления своих целей, не получит лучшую жизнь просто так, не прикладывая к этому никаких усилий.
Значение пословицы «Под лежащий камень вода не течет» отображено и в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Манилов, один из помещиков, к которому за покупкой душ умерших крестьян обращается центральный персонаж Чичиков, мечтает о том, чтобы провести подземный ход и построить каменный мост, на котором будут находится лавки, где бы продавался товар для крестьян. Автор поэмы показывает, что Манилов только мечтал о преобразованиях, для воплощения желаемого в жизнь он ничего не делал. Мечты Манилова так и остались мечтами, и читатель понимает, что после отъезда Чичикова ничего не изменится: Манилов до конца своей жизни будет говорить о тех преобразованиях, которые он хочет сделать, но в действительности делать он ничего не будет. Н.В. Гоголь выражает мысль о том, что «прожекты» Манилова не реализуются в реальную жизнь самостоятельно, без усилий самого Манилова.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что пословица «Под лежачий камень вода не течет» обозначает, что желания человека, который ничего не делает для того, чтобы его мечты воплотились в реальную жизнь, никогда не осуществляться, так как целей нельзя добиться без конкретной работы по их достижению.

10. Должен ли человек меняться вслед за окружением?

Окружающие человека люди часто меняют свои жизненные принципы. Должен ли человек меняться вслед за окружением? Несмотря на то что человек является частью общества, он должен сохранять в себе индивидуальность. Конечно, если человек положительно относится к тем изменениям, которые произошли с окружающими людьми, он может способствовать тому, чтобы измениться и самому. Но если человеку далеки те жизненные принципы, в соответствии с которыми стали жить люди из его окружения, то он не должен подчиняться этим принципам, он должен жить в соответствии с собственными взглядами на жизнь, даже если они противоположны взглядам окружающих людей.
О том, что человек не должен меняться вслед за окружением, рассуждали многие отечественные и зарубежные писатели в своих художественных произведениях.
В повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой» показана смена поколений. Представители молодого поколения, к которому можно отнести, например, сына Дарьи Павла и ее внука Андрея, фактически отказываются от тех жизненных принципов, в соответствии с которыми жило старшее поколение, ярким представителем которого является Дарья. В. Г. Распутин показывает, что происходит подмена нравственных ценностей: если для представителей старшего поколения важным в жизни была семья и забота о Родине, то для представителей молодого поколения важным в жизни становится собственное существование. Доброта, милосердие и желание позаботиться об окружающем мире сменяется на эгоизм и стремление к техническому прогрессу любой ценой. Показывая, что взгляды людей кардинально меняются, В.Г. Распутин демонстрирует, что представители старшего поколения не стремятся меняться и становиться похожими на своих детей и внуков, они не хотят жить в соответствии с теми принципами, в соответствии с которыми начали жить их потомки, стремящиеся к техническому прогрессу. То, что представители старшего поколения, на стороне которых и находится автор повести, отказались менять свои жизненные ценности и приоритеты, говорит о том, что человек не должен меняться вслед за окружением.
Эта же мысль выражается и в романе М. Зусака «Книжный вор». Автор показывает, что в период зарождения и развития фашистского мировоззрения большинство людей поддерживали новый режим, причем некоторые поддерживали его осознанно, а другие – вынужденно. Однако и в такие трудные времена оставались люди, верные собственным жизненным принципам. Ганс Хуберман, приемный отец главной героини Лизель Мемингер, не хотел меняться вслед за окружающими людьми. Он рисковал свободой и жизнью, когда красил дома евреям, когда отказывался вступать в фашистскую партию, когда прятал в своем подвале еврея Макса Ванденбурга, когда на глазах у всех дал одному арестованному еврею, шедшему в строю, кусок хлеба.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что человек не должен меняться вслед за окружением, так как если он не поддерживает те изменения, которые произошли с окружающими людьми, то он имеет полное право оставаться самим собой, даже если его взгляды на жизнь не совпадают с взглядами окружающих людей.

Купить полный сборник тем и готовых сочинений к ним по всем направлениям в формате PDF можно по ссылке: Купить

Вам будет интересно:

Готовые темы и сочинения к итоговому сочинению «Я и другие» 2020-2021 учебного года


* Олимпиады и конкурсы
* Готовые контрольные работы
* Работы СтатГрад
* Официальные ВПР

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

вставьте верную цифру *